МММ Магия слова Блог учителя русского языка и зарубежой литературы Дмитренко Елены Анатольевны: Кроссенс как инновационный прием обучения .post-body:first-letter { float:left; color: #CB941C; line-height:50px; padding-top:1px; padding-right:5px; font-family:Georgia,Arial,times; font-size:70px;

Кроссенс как инновационный прием обучения


Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте реализации новых образовательных стандартов является кроссенс.
Картинки по запросу кроссенс это
Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».


Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов — Сергея Федина (писателя, педагога, математика) и Владимира Бусленко (доктора технических наук, художника и философа).

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов». Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать). В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.



Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
Определить тематику, общую идею.
Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме.
Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность.
Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат).
Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
Применение кроссенса возможно на любом этапе урока:
проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.

Кроссенс позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьем уровне — находят не только соседние ассоциации, но и перекрестные, на четвертом – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятом — создают свой кроссенс.

Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует:
развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;
проявлению нестандартного мышления и креативности;
развитию коммуникативных и регулятивных умений;
формированию навыков работы с информацией;
повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Как работает кроссенс учителя

Применение кроссенса в курсах истории или обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Как работает кроссенс ученика

Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗования?..




КРОССЕНС - ИГРА ДЛЯ ЭРУДИТОВ
(№ 12, 2002 г.)

1-2: Маршал - Кутузов - "Война и мир"; 2-3: "Война и мир" - Лев Толстой - Алексей Толстой - "Петр Первый" - Петр I; 1-4: Маршал - маршал Жуков - жук; 2-5: "Красные виноградники в Арле" - Ван Гог - отрезанное ухо - Безухов - "Война и мир"; 3-6: "Купание красного коня" - Петров-Водкин - Петр I; 4-5: "Красные виноградники в Арле" - Ван Гог - "Едоки картофеля" (первый шедевр Ван Гога) - колорадский жук (он тоже "едок картофеля"); 5-6: "Купание красного коня" - "Красные виноградники в Арле"; 4-7: Колорадский жук - жуки - "Битлз" - "Желтая подводная лодка" (приведен рисунок из одноименного мультика по песне "Битлз"); 5-8: "Красные виноградники в Арле" - Пушкинский музей (место хранения картины) - проф. Цветаев (основатель музея) - Марина Цветаева (дочь основателя музея); 6-9: "Купание красного коня" - всадник - "Медный всадник" ; 7-8: "Желтая подводная лодка" - "Yellow submarine" (англ. название песни и мультфильма) - Марина - Марина Цветаева ; 8-9: Цветаева - "Мой Пушкин" (книга Цветаевой) - Пушкин - "Медный всадник" (поэма Пушкина) - "Медный всадник" (памятник работы Фальконе).



Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/5151/ (Наука и жизнь, ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ, 2002, №12)