МММ Магия слова Блог учителя русского языка и зарубежой литературы Дмитренко Елены Анатольевны: Русский язык в стихах .post-body:first-letter { float:left; color: #CB941C; line-height:50px; padding-top:1px; padding-right:5px; font-family:Georgia,Arial,times; font-size:70px;

Русский язык в стихах

Грамматика

Грамматика, грамматика – наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму и открытку не отправишь,
Даже собственную маму с днем рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье, помни правила склоненья,
Род, число и падежи крепко в памяти держи!
А приставки и частицы – вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться, обмануть учеников!
Ты к себе их приучи , их привычки изучи!
   Сколько правил! Правил сколько!
   С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая!
Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!


Части речи

Существительное – школа,  просыпается – глагол,
С прилагательным веселый  новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье, бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья, приниматься надо всем.
Мы наречием отлично на уроках дорожим,
Соблюдаем  мы привычно дисциплину и режим.
А теперь запомни строго: за, у, по – это предлоги.
И союзы - а, но, да – должен помнить ты всегда.
Не и ни у нас частицы, нам их надо повторять.
И при этом не лениться, и ни часу не терять!
После школы, как известно, мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны междометья ох и ах.
А потом у теплой печи повторяем части речи!

          В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит. Как у героя стихотворения В. Масса  и  М. Червинского
                                    “Как его зовут?”
Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем, лучше мы здесь его не назовем.
“Спасибо”,  “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык.
Простого слова “извините” не одолел его язык…
Ему бывает часто лень сказать при встрече “добрый день!”
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово” он вместо “здравствуйте” бубнит.
А вместо слова “до свиданья” не говорит он ничего
Или заявит на прощанье: “Ну, я пошел… Пока! Всего!”
Не скажет он друзьям по школе: Алеша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовет он только: Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем, что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем – вам этот школьник не знаком?

     Очень богат наш язык, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

     Интересно, как относились к языку в давние времена?
Перенесемся на минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
- Вот мой господин. Это – язык!
- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: “мама”,“солнце”, “цветок”. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
- Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.
- Снова язык?!
- Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

            Трудно не согласиться с Эзопом.  Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.