МММ Магия слова Блог учителя русского языка и зарубежой литературы Дмитренко Елены Анатольевны: Будут ли платить учителям за результаты ЗНО? .post-body:first-letter { float:left; color: #CB941C; line-height:50px; padding-top:1px; padding-right:5px; font-family:Georgia,Arial,times; font-size:70px;

Будут ли платить учителям за результаты ЗНО?

Анонсированная и ожидаемая реформа среднего образования в Украине затронет все составляющие школьной жизни, однако, вероятно, больше всего интереса и переживаний крутится вокруг традиционно больного вопроса оплаты труда учителей.

Падение курса гривны и вызванная им инфляция "съели" и так невысокие доходы педагогов, сделав их уже неприлично маленькими, поэтому, вероятно, каждая учительница и учитель в стране ждут, как отразится на их кошельке будущая реформа.

Этот вопрос затронул в своем выступлении премьер-министр Арсений Яценюк. Он заявил, что после принятия нового закона "Об образовании" "чем сильнее результат у каждого учителя, тем больше он будет зарабатывать".



Может показаться, что премьер имел в виду вознаграждение за достигнутые результаты вроде бонусов менеджерам по продажам, которые заработали фирме больше денег, как это практикуется в бизнесе. Учитывая уточнение об объективных результатах работы учителя, которое сделал Яценюк, первое предположение - что речь идет о результатах ЗНО.

Возможно, часть родителей, заинтересованных в интенсификации усилий учителя, одобрила бы такой подход, однако большинство сведущих в специфике образовательного процесса хорошо понимают, от какого огромного количества факторов зависят результаты оценки ученика.

Прежде всего, большинство старшеклассников готовятся к ЗНО с помощью репетиторов, а следовательно, успешная сдача тестов зависит от способности родителей оплачивать лучшего или худшего репетитора и от места проживания ребенка, ведь в городе или селе несоизмеримые возможности для выбора дополнительных занятий. Кроме того, на успешность ребенка мощное влияние оказывает его социально-экономическое происхождение - состояние семьи, время, которое родители могут ей уделить, уровень их интеллектуального и культурного развития. Конечно, школа как раз и призвана компенсировать такие исходные неравенства в возможностях, однако в украинских условиях ограниченных ресурсов она делает это не всегда эффективно.

Отсюда следующая проблема оценки качества работы учителей по учебным результатам учеников - хороший учитель, который вкладывает все силы в преподавание слабому ученику, может подтянуть его к среднему результату, такому же, которого ребенок с лучшими учебными возможностями и более высокой мотивацией достигнет, даже с плохим учителем. Кроме того, у учащихся в течение всего периода обучения один предмет могут преподавать разные учителя - кого же оценивать?

И напоследок - в следующем году (если государство наконец найдет средства, а прокуратура перестанет блокировать работу УЦОКО) выпускники обязательно будут сдавать ЗНО по украинскому языку и литературе, английскому и математике или истории Украины. Как же оценивать учителей других предметов? А учителей начальной школы?

Одним словом, если бы Яценюк действительно говорил о такой перспективе, украинские учителя имели бы основания нервничать. К счастью, проект закона "Об образовании" предусматривает совсем другой подход. Под вознаграждением учителей, которые показывают хорошие результаты, имеется в виду знакомая педагогам система роста зарплаты после получения высшей квалификационной категории. Сейчас этот рост привязан к продвижению в Единой тарифной сетке - каждая следующая квалификационная категория соответствует более высокому разряду. Однако разница между категориями не слишком велика - не дотягивает и до 10%. Учитывая мизерный размер базовой ставки ЕТС (что в нарушение законодательства даже меньше минимальной заработной платы), увеличение зарплаты составляет сотню-две гривен - действительно, слабая мотивация.

Что же предлагается изменить? Во-первых, проект закона предусматривает обязательную сертификацию (это синоним существующей сейчас аттестации) каждые пять лет. Она будет состоять из 2 частей - тестирование на знание своего предмета и теории педагогики и оценки преподавательского мастерства, которое осуществляется комиссией на месте преподавания (опять-таки, аналогично существующей системе аттестации). Учитель должен подтвердить действующую квалификацию или получить более высокую, в случае, если он не может этого сделать, то лишается права преподавать.

Кроме того, параллельное введение института образовательного омбудсмена открывает возможность для учеников и родителей обратиться с жалобой, если они считают, что квалификация учителя недостаточна. В таком случае, если жалоба обоснована, возможна внеочередная сертификация, а также санкции в отношении комиссии, которая неадекватно оценила уровень такого преподавателя.

Если лицо захочет преподавать в школе, но не имеет педагогического образования, оно может получить необходимые знания самостоятельно и получить право преподавать, сдав соответствующий сертификационный экзамен. Это призвано, в частности, решить проблему нехватки преподавателей некоторых дисциплин (например, информатики или английского языка).

Что же это даст учителям в контексте заработной платы? В ближайшей перспективе сертификация будет добровольной, и те, кто ее успешно пройдет, смогут получать надбавки в 10, 20 и 40% от базового должностного оклада, основанного на базовом же тарифе ЕТС не ниже минимальной заработной платы. Таким образом, скажем, молодой учитель после первой сертификации будет иметь ставку не 1551 грн, как сейчас, а 2437 грн. К ней будут добавляться остальные надбавки и доплаты, которые полностью сохранены в проекте закона.

Постепенно на такую ​​систему оплаты труда перейдут все учителя.

Конечно, эти расчеты нельзя считать гарантией, они ориентировочные - ведь проект закона еще дорабатывается, его ждет согласование с Министерством финансов, прохождение через парламент и Президента. Но и руководство МОН, и председатель парламентского комитета образования и науки неоднократно заявляли, что повышение оплаты труда учителей является непременным условием и приоритетом в будущей реформе, поэтому есть основания надеяться, что его не придется ждать слишком долго.

Ирина Когут, аналитик CEDOS для Освіта.ua