МММ Магия слова Блог учителя русского языка и зарубежой литературы Дмитренко Елены Анатольевны: КУДА ДЕЛИСЬ МЕСТОИМЕНИЯ? .post-body:first-letter { float:left; color: #CB941C; line-height:50px; padding-top:1px; padding-right:5px; font-family:Georgia,Arial,times; font-size:70px;

КУДА ДЕЛИСЬ МЕСТОИМЕНИЯ?

Кандидат филологических наук Н.А. Борисенко продолжает разговор о частях речи, предлагая свою, не совсем обычную точку зрения.

Картинки по запросу МЕСТОИМЕНИЯКУДА ДЕЛИСЬ МЕСТОИМЕНИЯ?


«Алиса и Синяя Гусеница долго смотрели друг на друга, не говоря ни слова. Наконец Гусеница медленно, словно в полусне, заговорила:
– Ты... кто... такая?
– Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса робко. – Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась.
– Всё ты выдумываешь? – строго спросила Гусеница. – Да ты в своём уме?..
– Боюсь, что не сумею вам это объяснить, – учтиво промолвила Алиса. – Я и сама ничего не понимаю. Столько превращений в один день всякого собьёт с толку».

Вы, конечно же, узнали отрывок из книжки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Эта сказка у лингвистов служит чем-то вроде энциклопедии языковых игр. Но сейчас речь пойдет вовсе не о ней. У нас с вами другая задача.



Посчитайте, сколько в этом отрывке местоимений. Четырнадцать? Десять? Шестнадцать?

Не будем долго держать вас в неведении и сразу скажем: все ответы неверны. «Как же так? Почему?» – возмутится умный читатель. В самом деле, он выучил все местоимения, все девять(!) разрядов, получил за них законную пятёрку – и не справился с простейшим тестом?

А это смотря что учить и как считать. Если встать на традиционную точку зрения (она отражена и в школьном учебнике), то правильным, конечно же, будет последний ответ. А если стоять на принципах научной классификации частей речи, то окажется, что в этом отрывке нет ни одного местоимения, потому что... такой части речи вообще не существует.

Как же так? Куда делись местоимения?

Мы с вами уже знаем, что научная и школьная классификация частей речи совпадает далеко не всегда. Части речи – это грамматические классы слов. Для того чтобы отнести слово к той или иной части речи, нужно сначала посмотреть, как оно изменяется, и на этом основании делать выводы.

В один грамматический класс обязательно должны попасть слова, имеющие одинаковый набор словоформ (проще говоря, склоняющиеся или спрягающиеся одинаково). Это закон. Но именно этого-то и нельзя сказать о местоимениях, ведь они изменяются по-разному. Одни – как существительные (вот примеры из текста про Алису: кто, ты, я, кем, что, вам, ничего), другие – как прилагательные (такая, тех, своём, всё, это, сама, всякого), третьи – как числительные (несколько, столько). Можете проверить сами, просклоняв любое из слов. А есть и такие местоимения, которые вообще никак не изменяются. Это так называемые местоименные наречия. (В нашем отрывке таких примеров нет, но вы без труда приведёте их сами: там, здесь, туда, сюда, поэтому, потому.)

Итак, по соотношению с другими частями речи выделяются четыре группы местоимений: местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные числительные и местоименные наречия. Названия не очень удобные, но абсолютно точные. Теперь, кроме школьной (семантической) классификации местоимений (личные, возвратные, вопросительные, относительные, притяжательные ... – поднапрягите свою память и назовите остальные разряды), вы знаете ещё одну, морфологическую. Они не противоречат друг другу, а просто описывают объект исследования более точно.

Грамматическая разноликость местоимений не позволяет учёным выделить их в отдельную часть речи. Местоименные слова дублируют признаки той части речи, которую они замещают и в которой находят для себя место. В итоге от местоимений не остаётся ничего. Они разбежались по другим грамматическим классам, примкнув сгоряча к своим единокровным знаменательным братьям.

Итак, на вопрос: «Где местоимения?» – будем отвечать: «Везде. Во всех других частях речи. Даже среди глаголов, ведь глагольные вопросы что делать? что сделать? – не что иное, как местоимения. Однако части речи такой нет».

Но что-то же даёт основание объединять всю эту разношёрстную местоименную публику в одну общую группу? Несомненно. Это что-то – общность лексического значения, присущая всем местоимениям без исключения. Местоимения не называют предметы, признаки и количество, а только указывают на них. Я – это любой адресат (говорящий). И автор этих строк, и читатель, и Карлсон, который живёт на крыше, и... ещё множество самых разных я. Он – можно сказать о любом предмете или лице мужского рода.

Местоимения, как Алиса у Кэрролла, испытывают «столько превращений в один день», что «всякого собьют с толку». Эта особенность местоименных слов обозначать что угодно, являться заместителями имён (местоимение – «вместо имени») часто обыгрывается писателями. Вспомните рассказ Л. Пантелеева «Тыблоко», в котором маленькая девочка никак не могла выучить последнюю букву алфавита из-за того, что не могла понять способность местоимения я играть разные роли.

Или возьмём рассказ А.П. Чехова «Моя она». Вот его начало: «Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти». Кто эта «она», сводящая с ума героя? «Всё, всё пожирает она, ненасытная!.. Давно пора развестись с ней...» Читатель заинтригован и едва находит в себе силы дочитать рассказ до конца. И только в самом конце он узнаёт, что ... «её зовут – Лень».

Вот какие шутки с местоимениями проделывает Чехов. А всё потому, что местоименным словам присущи два взаимоисключающих свойства. С одной стороны, они имеют предельно широкое, универсальное значение (на этом построены многие загадки, например: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), а с другой – из контекста всегда понятно, о каком предмете, признаке или количестве идёт речь, проясняется одно из возможных значений местоимения. И никакой путаницы не происходит.

Как видим, местоимения таят в себе множество загадок, как, впрочем, и любая другая часть речи.