МММ Магия слова Блог учителя русского языка и зарубежой литературы Дмитренко Елены Анатольевны: КАК ОТКРЫТЬ НОВУЮ ЧАСТЬ РЕЧИ? .post-body:first-letter { float:left; color: #CB941C; line-height:50px; padding-top:1px; padding-right:5px; font-family:Georgia,Arial,times; font-size:70px;

КАК ОТКРЫТЬ НОВУЮ ЧАСТЬ РЕЧИ?

Время от времени средства массовой информации сообщают, что астрономы открыли новую звезду и дали ей имя великого учёного, либо героя, либо писателя. А кто и как открывает новые части речи и даёт им названия? Об этом рассказывает кандидат педагогических наук В. И. Ковалёв (г. Луганск, Украина).
КАК ОТКРЫТЬ НОВУЮ ЧАСТЬ РЕЧИ?
В последний раз такое событие произошло в 1928 году. Тогда в журнале «Русская речь» была напечатана статья Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке». В ней ленинградский академик обратил внимание на то, что такие слова, как смешно, холодно, хорошо, чисто, попав в безличное предложение, начинают вести себя совершенно необычно.

Сравним две группы примеров.

1. Милиционер холодно взглянул на задержанного. Новая метла метёт очень чисто. Рассказывал он очень смешно. Почувствовав нашу поддержку, она с каждым разом отвечала лучше и лучше. 
2. По ночам на улице холодно. У подруги всегда чисто. Мне стало смешно. Больному уже лучше. 
В первой группе выделенные слова являются стопроцентными наречиями. Их самая явная примета –  неизменяемость и суффикс . А ещё в предложении они присоединяются к глаголам и успешно выполняют роль обстоятельств (взглянул как? холодно; метёт как? чисто и т.д.).



На первый взгляд, во второй группе те же самые слова: неизменяемые, с тем же суффиксом, отвечают на тот же вопрос. А присмотришься внимательно – замечаешь: те, да не те.

Во-первых, нет глаголов, и их отсутствие как-то не ощущается.

Во-вторых, слова, за которыми мы, вслед за академиком Щербой, наблюдаем, ни к чему не присоединяются. Наоборот, все остальные зависят от них и выступают в роли второстепенных членов предложения. Например: чисто у кого? у подруги, чисто где? в комнате, чистокогда? всегда.

Единственный главный член односоставного предложения – на такой ответственной должности наречия никогда не работали! Долгое время считалось, что её могут занимать только существительные либо глаголы.

Однако это оказалось не единственной особенностью подобных слов. Л.В. Щерба проницательно заметил, что они обозначают не признак действия или другого признака, как обычные наречия, а состояние: природы (Сегодня ветрено, морозно и облачно), окружающей среды или обстановки (В коридоре темно, тихо, душно и грязно), живых существ (Ему больно и обидно)…

Кроме того, рассматриваемые слова захватили в безличных предложениях огромную власть. Как они подчиняют себе существительные и местоимения, выуже видели. А ещё, когда им нужно, они вызывают к себе «на дом» глаголы-связки и инфинитивы. И те безропотно им служат. Например: По ночам на улице бывает холодно работать; Мне стало смешно смотреть на всё это. 
В отдельности каждая из приведённых особенностей встречается и у других частей речи. Например, различные состояния могут обозначать существительные (боль, мороз) и глаголы (болит, морозит). Однако ни у одной другой части речи нет такого набора, такой комбинации признаков.


Именно поэтому академик Л.В. Щерба предложил выделить проанализированные выше слова в самостоятельную часть речи и дать ей название категория состояния. Впоследствии было предложено более ясное, на мой взгляд, название – слова состояния.

Большинство языковедов согласилось с первооткрывателем. Кроме того, в новую часть речи были включены и другие слова, которые работают только сказуемыми в безличном предложении. Некоторые из них похожи на наречия (можно, надо, нельзя), другие – на существительные (время, лень, пора). У последней группы есть близнецы-омонимы среди существительных. Попробуйте сами определить, где слова состояния, а где существительные: 1) Весна – прекрасная пора. – Детям пора спать; 2) Лень учиться, но в жизни пригодится. – Тебе лень учиться мешает. Для этого вспомните все отличительные особенности слов состояния.

Как видите, в последний раз новая часть речи была открыта более 80 лет назад. А ведь язык непрерывно развивается. Может быть, пришла пора для следующего открытия? Попробуйте свои силы в этом интересном и полезном деле.

Но учтите: открыть новую часть речи – не то же самое, что открыть бутылку или окно. Нужно долгое время внимательно следить за устной и письменной речью окружающих и средств массовой информации, отмечать необычные явления, записывать и анализировать. Когда вы найдёте группу слов, которая ведёт себя не так, как известные части речи, опишите особенности этого поведения по следующему плану. Его специально разработали учёные для распределения слов на части речи.

1. Семантическое единство. У слов одной части речи должно быть единое обобщённое значение. Например, все существительные обозначают предмет (в широком смысле слова), прилагательные – признак предмета… Что означает слово состояния – ясно из названия. 

2. Словообразовательное единство. У каждой части речи есть свой набор суффиксов. У существительных это -тель, -ик, -чик, -щик и многие другие. У глаголов – -ива (ыва), -ва, -ну… У наречий – суффикс . А вот слова состояния своих служебных морфем не имеют.

3. Морфологическое единство. Каждой части речи присущи свои особенности образования словоформ, а также постоянные и непостоянные признаки. Так, существительные изменяются по числам и падежам, а прилагательные – ещё и по родам. Глаголы изменяются по лицам, числам и временам, к тому же имеют три наклонения. А наречия вообще не изменяются. О словах состояния надо снова сказать: ничего особенного.

Именно отсутствие собственных словообразовательных и морфологических показателей даёт основание некоторым учёным не признавать категорию состоянияотдельной частью речи. Поэтому нет её и во многих школьных учебниках.

4. Синтаксическое единство. Все слова одной части речи имеют сходные особенности сочетания с другими словами, а в предложении выполняют одинаковые функции. С этой стороны у слова состояния всё в порядке: оно всегда играет роль главного члена безличного односоставного предложения. При этом может управлять существительными и местоимениями в дательном и предложном падежах, а также иметь при себе глагол-связку и зависимый инфинитив.
Присылайте описания своих «кандидатов» вместе с текстовыми примерами их использования и своими фотографиями в  «Светозар». Если вам удастся открыть новую часть речи, об этом обязательно узнают все наши читатели в 17 странах мира!