МММ Магия слова Блог учителя русского языка и зарубежой литературы Дмитренко Елены Анатольевны: ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБУЮТ СКЛОНЕНИЯ! .post-body:first-letter { float:left; color: #CB941C; line-height:50px; padding-top:1px; padding-right:5px; font-family:Georgia,Arial,times; font-size:70px;

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБУЮТ СКЛОНЕНИЯ!

Количественные и порядковые, ноты и соты, День дурака и Праздник глупцов – обо всём этом в статье Ольги Станиславовны Маевской, учителя русского языка, литературы и риторики (Москва).
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБУЮТ СКЛОНЕНИЯ!
Вот два примера из моей школьной практики (это тот случай, когда не знаешь, плакать или смеяться):«Книголюб гордился тремя тысячами семьсот шестидестями пятьми редкими изданиями своей библиотеки», – пишет восьмиклассник Женя. А другой книголюб, уверен восьмиклассник Павлик, «гордился трёх тысячью восьмиста шестидесяти пяти редкими изданиями».

Из 30 учеников, которые записывали это предложение, заменяя цифры словами, абсолютно правильно выполнили задание только трое. Ну разве могу я после этого не рассказать вам о правилах склонения сложных количественных (отвечают на вопрос сколько?) числительных? Сразу уточню: речь пойдёт только о четырёх падежах, в которых чаще всего допускаются ошибки; форма винительного падежа этих числительных совпадает с формой именительного, и здесь обычно никто не ошибается.

Запомните! При склонении числительных 50–80 изменяются обе части! Подсказка: представьте, что 50 – это 5 и 10, 60 – это 6 и 10 и т.п. Тогда: нет пятидесяти нет пятидесятик шестидесяти к шестидесятилюбуюсь восемьюдесятью восемьюдесятью(равноправный вариант – восьмьюдесятью); о семидесяти о семидесяти. Вот как всё просто!


Изменяются при склонении и обе части числительных 200–900: первая часть – как два, три, четыре... А вот вторая часть будет выглядеть так: Р.п. – -сот, Д.п. – -стам, Т.п. – -стами, П.п. – -стах. Кстати, вместо второй части можно подставлять слово нота в нужной форме – никогда не ошибётесь! Например: двухсот (как двух нот), к трёмстам (трём нотам), четырьмястами четырьмя нотами), о пятистах (о пяти нотах). Попробуйте теперь сами, воспользовавшись моими подсказками, просклонять числительное 875. (Кому-то может показаться, что я говорю о вещах внешне скучных, но стоит вспомнить, как часто неправильно склоняют количественные  ислительные репортёры и шоумены, чиновники и даже дикторы, станет не скучно, а грустно...)

Обратите внимание: вторая часть –ста возможна только в И.–В. п. числительных тристачетыреста. Ни одно сложное количественное числительное,  роме этих двух, не может оканчиваться на -ста!

А вот при склонении сложных порядковых числительных (отвечают на вопрос который? (какой?)) меняется только последняя часть:пятидесятый, пятидесятого, пятидесятому; семисотый, семисотого, семисотому и т.д.

При склонении составных порядковых числительных изменяется последнее слово, а все элементы числительного пишутся раздельно: в тысяча девятьсот шестьдесят  третьем году.

Если же вы хотите поздравить кого-то с праздником, название которого включает числительное, или указать дату, то существительное, обозначающее месяц, ставьте только  >5 в форму родительного падежа! Школа будет открыта к первому сентября (не «сентябрю»).С первым апреля тебя! (не «апрелем»).

А кстати, почему мы  шутим друг над другом именно первого апреля?

Не шутка – первое апреля:
Весь мир – и врун и пустомеля;
Но только раз единый в год
Он врёт и это признаёт, –

так писал поэт Константин Случевский о первоапрельском празднике. День этот с одинаковым успехом отмечается и в России, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Скандинавии, и даже на Востоке. В одних странах 1 апреля называют Днём смеха, в других – Днём дурака. Этот древний обычай пытались объяснять тем, что погода в апреле неустойчивая, изменчивая, вот люди и отмечают начало месяца шутливыми проделками, как бы подстраиваясь под его характер. Но в южных странах, где этот праздник тоже существовал издавна, апрель совсем иной, тёплый, почти летний. Откуда именно родом этот праздник – тайна, которая, к сожалению, покрыта мраком.

По одной из версий, изначально 1 апреля праздновалось во многих странах как день весеннего равноденствия и время Пасхи. Празднества всегда сопровождались шутками, шалостями и весёлыми  играми.

Вторая гипотеза появления Дня смеха связана с тем, что в средние века новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1 апреля. Впоследствии, несмотря на изменения в  календаре, одни продолжали праздновать Новый год по старому стилю, а другие смеялись и подшучивали над ними, преподносили «дурацкие» подарки, называли «первоапрельскими дураками «, разыгрывали и высмеивали их.

Третья гипотеза  приписывает зарождение этого праздника древним римлянам, которые в середине февраля (а не в начале апреля!) отмечали Праздник глупцов.

Наконец, есть версия, что этот обычай зародился ещё в древней Индии, где 31 марта объявляли Днём шуток. 

Итак, о возникновении первоапрельской традиции существует немало различных гипотез, сходящихся в одном: корни её глубоко уходят в средневековую европейскую карнавально-балаганную культуру. Это один из самых стойких элементов язычества, осевших в христианском сознании: 

Денек весёлый! с давних пор
Обычай есть патриархальный
У нас: и лгать, и всякий вздор
Сегодня всем пороть нахально.

(А. Апухтин)

Отдохнули от числительных? Повеселились? Тогда вновь за работу! 

Несколько слов о собирательных числительных. Они хотя и простые, но тоже требуют сноровки в употреблении. Представим себе ситуацию: пять туристов опоздали к месту сбора. А на следующий день к месту сбора опоздало пятеро туристов. Отличаются ли чем-то друг от друга такие похожие, на первый взгляд, события? 

В первом случае каждый из пяти туристов опоздал независимо от остальных, по своим причинам. А во втором опоздала группа туристов – бродили они по городу все вместе и забыли про время. Числительное пятеро, а также двое, трое, четверо, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро так и называются – собирательные. Они обозначают количество предметов или лиц как одно целое, в совокупности, в единстве и (запомните!) никогда не сочетаются с  существительными, обозначающими лиц женского пола. Нельзя говорить «пятеро девушек», только – пять девушек. А пятеро юношей, семеро козлят, двое людей – можно.

Но даже если вы не допускаете ошибок в употреблении собирательных числительных, будьте осторожны, если сочетаете их с неодушевлёнными существительными,  обозначающими парные предметы (носки, сапоги) или не имеющими формы единственного числа (сани, качели). С ними возможны преимущественно числительные двое, трое, четверо, пятеро и только в именительном и винительном падежах. Например: лежало трое носков, вижу двое качелей. Но: двух носков, к двум качелям, тремя ножницами, о четырёх перчатках. Вот теперь всё. Запомнить правила склонения числительных непросто, но очень нужно, если вы не хотите выглядеть в глазах окружающих недоучкой и невеждой. Умение склонять числительные – такой же показатель речевой культуры человека, как и умение правильно ставить ударения в словах.