МММ Магия слова Блог учителя русского языка и зарубежой литературы Дмитренко Елены Анатольевны: Фразеология .post-body:first-letter { float:left; color: #CB941C; line-height:50px; padding-top:1px; padding-right:5px; font-family:Georgia,Arial,times; font-size:70px;

Фразеология


№1 . В данных предложениях найдите фразеологизмы и отметьте их:

1.      Не все из влиятельных людей и не всегда охотно идут навстречу его просьбам и настойчивым требованиям.

2.      В работе гимнастов изумляло цирковых артистов доведенное до невероятной точности чувство темпа – особенное шестое чувство, вряд ли понятное где-нибудь, кроме балета и цирка (Куприн).

3.      И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает (А. Островский).

4.      За дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной… У секретаря затрепетало под сердцем. Муки Тантала были ему не по силам (Чехов).

5.      С восторгом разоблачителя журналист описывал, как лаборатория Данкевича переливает из пустого в порожнее, растрачивая государственные средства (Гранин).



6.      Рубикон был перейден, и, что я ни делал, чтобы воздержать дружбу Головина, а главное, его посещения, - все было тщетно (Герцен).

7.      Его позабыли, и история о нем умалчивает, а он был человек замечательный и, по моему мнению, даже исторический (Лесков).

8.      Виктор не первый раз сталкивался с трудностями, но всегда выдерживал характер и добивался намеченной цели.

9.      Братия относилась к нему безучастно, враждебно – дескать, дармоеды – старалась отобрать у них все пятаки, загоняла на монастырские работы и, всячески выжимая сок из этих людей, пренебрегала ими (Горький).

10. Я решительно отказался выступать завтра, очень расстроен смертью Алеши, в голове каша, не сумею связать двух слов (Короленко).

11. Сначала были переводчики-любители, потом появились профессионалы. Сначала переводили, не мудрствуя лукаво, потом появились теории перевода (Жуков).

12. Поделившись своими идеями друг с другом, ребята решили, что пойдут играть в прятки.

13. Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами (Шолохов).

14. В ходе игры ребята и не заметили, как облили курицу водой из ведра, и курица стала мокрой.

15. Писатель обязан шагать в ногу со временем.


№2.  Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их.



Голову морочить                                       Пойти на попятный

Биться как рыба об лед                          Одним лыком шиты

Бить отбой                                                Голова на плечах

Дать по шапке                                          Играть на нервах

Одного поля ягода                                  Белая кость

Считать ворон                                       Гроша медного не стоит

Дразнить гусей                                        Рукой подать

Дать осечку                                              Дать по шее

Держать ухо востро                               Гнуть в бараний рог

Высоко летать                                          Горе мыкать

Два шага                                                    Заговаривать зубы

Утереть нос                                              Голубая кровь

Подложить свинью                                 Голубей гонять

Голова садовая                                        Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели                             Дать маху

Грош цена                                                 Держать ушки на макушке

Каши просят                                             Плыть по течению

Испустить дух                                          Кошки на душе скребут

Рубикон перейден                                   Есть просят

Другая песня                                          Другая история

Ждать у моря погоды                           Жребий брошен

Сердце не на месте                               Ад кромешный на душе

Душа болит                                             Жизнь оставить





№3. Найдите антонимичные фразеологизмы.



Черная кровь                                    Выдерживать характер

Гонять лодыря                                 Без царя в голове

Грош цена                                        За тридевять земель

Повернуть оглобли назад            Голубая кровь

Два шага                                           Цены нет

Голова на плечах                           Гнуть спину


№4. Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?

Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой.


№5. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.

Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)

№6. В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

№7. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.


№8. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика.

 Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

№9.  Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

№10.  Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Без …в голове. Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … Мерить на свой … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Отольются волку овечьи …Гусь свинье не …

№11. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

Идти навстречу, лед тронулся, между двух огней, заткнуть за пояс.